новое событие
Информационный поток
Задания вакансии материалы разработки сообщения форума

Интерфейс обработки выписки товара для мини-пекарни

  • Добавить свою публикацию
  • для этого требуется регистрация

Пример разработки удобного интерфейса пользователя.

Объект автоматизации

Довольно распространенный малый бизнес: пекарня. Типичные параметры: 20-30-40 наименований продукции, отгружаются сотне-другой постоянных клиентов (розничных магазинов, ларьков). Хлеб развозится каждый день, в 2-3 смены. Свежая партия печется к очередной доставке на основании собранных ранее заявок. Бизнес небольшой, поэтому средств на автоматизацию немного. По этой же причине квалификация операторов невысокая.

Основной бизнес-процесс пекарни

Магазины-покупатели распределены на несколько маршрутов, по которым водители каждый день развозят заказы. При сдаче товара клиенту, одновременно водитель получает заявку на следующий день и оплату наличкой (конечно, с неким документом). После чего везет деньги и заявки в «офис».

Заявки надо ввести, распечатать.

На основании заявок надо сформировать задание для пекарни на замес теста (обычно 3-5 сортов, сырым тестом пекарни тоже торгуют) и выпечку хлеба (с разными булочками выходит около 20 наименований).

И на каждый маршрут надо определить загрузку машины: сколько чего везти.

Это — основной бизнес-процесс пекарни. Который желательно автоматизировать.

Оператор, вводящий заявки клиентов, чаще всего имеет невысокую квалификацию. Предположим, он будет вбивать заявки штатными средствами 1С:

  • создаем новый документ, допустим, «Реализация» (генерить в ежедневном режиме цепочки документов будет совсем грустно).

  • В нем выбираем клиента.

  • Подбором заколачиваем туда номенклатуру, внимательно следя за количеством и ценами. Кстати, некоторые клиенты имеют особые цены на определенную номенклатуру.

  • Проверяем и сохраняем документ.

При доведенных до автоматизма навыках и 20 строках номенклатуры в накладной получаем 2-3 минуты минимум. Так заколотить сотню заявок с учетом прочих отвлекающих факторов и задач — оператор плотно загружен на целый день. И огромный простор для ошибок. Один оператор даже может и не справиться. А это уже значит, вариант базовой конфигурации отпадает — в разы более дорогая поставка 1С и ежемесячные расходы на ИТС, не считая зарплаты второму оператору со всеми надогами и сборами. Мелкому бизнесу совсем непонятно — за что эти деньги платить? Им совершенно незачем все это. Им просто надо работать просто.

Вычленяем главное и находим рецепт

Интерфейс 1С универсален и для этого он сделан отлично. Однако, в нашей задаче мы можем сильно сэкономить силы оператора и снизить влияние человеческого фактора.

Во-первых, номенклатура продукции невелика и фиксирована (20-30-40 наименований набор которых изменяется нечасто и несильно). Весь список умещается на портретный А5. Более того, обычная накладная пекарни так и выглядит: на формате А5 табличка со всей их продукцией, даже если какие-то наименования и не отгружаются сегодня, они все равно присутствуют там, чтобы покупатель видел, что они такие бывают, а также чтобы он мог бы их заказать. А сама заявка покупателя на следующий раз представляет собой карандашиком подписанные цифры на втором экземпляре накладной, который подписанным возвращается в пекарню (там же и исправления, если реальные количества по разным причинам отличаются от заказанных).

Во-вторых, цены тоже фиксированы. Большей частью — общие для всех. В некоторых пекарнях только для некоторых клиентов только на некоторые позиции устанавливаются особые цены. В других — цены зависят в основном от маршрута (например, в сельской местности, когда доставка происходит по территории нескольких районов, маршрут может подразумевать некоторое немаленькое расстояние доставки и эти расходы включаются в цену).

Заявка в бумажном виде представляет собой таблицу с полным списком номенклатуры и поэтому самым удобным будет вводить заявку в таблицу, максимально похожую (с тем же порядком строк) на печатный бланк. И при вводе заявки нам действительно необходимо только напротив каждой номенклатуры ввести количество. По клавише «Ввод» фокус ввода должен перемещаться на следующую строку в той же колонке. Остальное — ненужная работа. Так три минуты можно превратить в тридцать секунд.

Рис. 1. Главное табличное поле - ввод заявки контрагента

Необходимое обрамление ввода заявки клиента.

В-третьих, водитель с маршрута привозит пачку заявок клиентов с того же самого маршрута.

В-четвертых, все заявки маршрута вводятся на одну следующую дату отгрузки.

С клиентами все видится просто: слева будет двухуровневое дерево: маршруты-клиенты. Раскрываем маршруты и кликаем на нужного клиента, выводится заявка данного клиента.

Рис. 2. Панель выбора контрагента

Также нам необходимо иметь некий орган управления датой, на которую вводятся заявки. Причем, по умолчанию выбирается дата следующей отгрузки. Кстати, кроме календарного числа, здесь еще часто присутствует и «смена» - хлеб часто печется круглосуточно и развозится клиентам в 2-3 смены. И часто требуется посмотреть данные за предыдущие 2-3 дня. Идеальное решение — выбор даты заявок одним кликом мыши. Решение получилось такое:

Рис. 3. Интерфейс выбора даты.

Собственно, по вводу заявок все. Удобный интерфейс разработан.

Следующие серии планируются об реализации данного интерфейса в базовую версию 1С:Бухгалтерии 2.0 (ибо разработка велась под нее, хотя сам интерфейс актуален под любой другой поставкой). Базовая версия была выбрана как изначальное сильное ограничение возможностей программиста для самой широкой целевой аудитории пользователей разработки. Многие пекарни расположены в сельской местности, имеют ограниченный бюджет, слабый выбор специалистов как на должность операторов, так и для сопровождения ИТ-инфраструктуры.

Смысл отделения описания реализации в том, что это будет уже про программирование 1С, про имеющиеся даже в базовой конфигурации возможности и их использование программистом. А не про анализ требований пользователей и не про собственно разработку интерфейса.

А здесь показано использование некоторых базовых принципов хорошего интерфейса:

  • самые частые функции должны реализовываться самым минимальным количеством действий пользователя;

  • несущественное не должно отвлекать внимание от основной работы.

Рис. 4. Полная форма обработки выписки товара.

В нашем случае несущественным является практически все содержимое документа «Реализация» кроме колонок «Номенклатура» и «Количество». Лишними же действиями являются создание документа и закрытие его формы, выбор из справочника номенклатуры и контрагента, двойные клики по форме подбора и т. п. Лишним отвлечением внимания является форма журнала документов, открытие и закрытие формы документа, форм списков справочников и, если что забыл, допишите сами.

Удачных вам интерфейсов и любви пользователей за них!

 
0
≡ к списку статей